Понедельник, 16.07.2018, 03:32
Приветствую Вас, Гость
                                                   
Учитель-логопед
Морозова Надежда Николаевна

"Неделя психологии и логопедии"

С 13 ноября по 17 ноября 2017 г. в подготовительной группе прошла «Неделя психологии и логопедии». Учителем-логопедом Морозовой Н.Н.и педагогом-психологом Абдрашитовой Л.П. был создан план мероприятий (посмотреть, скачать план мероприятий)

 Творческий отчет

о проведении недели психологии и логопедии

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Ласточка» ОРВ   рп. Урдома».

    Согласно утвержденного плана работы (см. ниже), в течении всей недели   в нашем ДОУ шла активная работа по решению поставленных задач.  Задействованы были воспитанники подготовительной группы, педагоги, семьи воспитанников детского сада «Ласточка» и   педагоги с воспитанниками Няндского  детского сада № 21.

       Наиболее яркими моментами с детьми получились:

- ежедневные дидактические упражнения «Разучиваем дни недели вместе»;  

- открытое занятие «На пороге школы»;

- совместное   развлечение с музыкальным руководителем «Путешествие в страну Знаний».

      В рамках недели, с педагогами были организованы:

- консультации для педагогов «Структура занятия по подготовке к обучению грамоте», «Внутренний мир современного дошкольника», «Цель и задачи недели психологии и логопедии»;

- памятки педагогам «Подготовка к обучению грамоте».

     Родители, были   партнерами и единомышленниками в ходе дня открытых дверей и развлечения, в оформлении выставки:

- выставка «Первая буква моего имени»,

- стенд «Что о нас думают дети»,

- стенгазета «Разучиваем дни недели вместе»

- памятки «Какие разные звуки!», «Семь фраз, которые нужно слышать каждому ребенку, «Подготовка к обучению грамоте».

      Выход в детский сад № 21, дал много положительных эмоций, как организаторам, так и хозяевам детского сада:

- бинарное занятие с детьми подготовительной группы «Учимся вместе»;

- консультация для педагогов «Структура занятия по подготовке к обучению грамоте», «Внутренний мир современного дошкольника»;

- памятки педагогам «Подготовка к обучению грамоте», детям «Умники и умницы».












Все запланированные мероприятия прошли в режиме диалога и взаимопонимания.

Что дала нам неделя? Чувство удовлетворенности и радости от общения с детьми, родителями и коллегами. Многое получилось, как задумывалось. Есть над чем поработать. У нас добавилось желание действовать, создавать. Появился стимул для личного профессионального роста.

Огромное спасибо

старшему воспитателю Усмановой Ирине Геннадьевне,

музыкальному руководителю Милащенко Наталье Витальевне

воспитателям подготовительной группы

Смирновой Людмиле Юрьевне и Пономаревой  Галине Александровне

за активную поддержку.

  Организаторы недели психологии и логопедии:

Педагог – психолог   Абдрашитова Л.П.

Учитель – логопед     Морозова        Н.Н.


 «Роль семьи 

в развитии речи ребёнка»

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. Педагог упражняет детей правильной артикуляции, четком произнесении слов, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Нельзя забывать о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.

 Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

3 «нельзя»:

·         Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.) или звукоподражания (ляля, бибика и т.д.).

·    Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу.

·    Нельзя нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию, объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук Р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно  особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.  Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7) должны говорить правильно, но все же преобладает нечистая речь (45 – 70%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков [ш], [ж], [ч], а также [р] и [л], причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи:

- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

- рассказывать о своей работе;

- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах.

- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

- ходить с детьми на экскурсии;

- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

-заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад и именно их роль в речевом развитии ребенка значима: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

 

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2.Если родителей что–то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Известно, что становление речи завершается примерно к 5 – 6годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Нельзя сводить проблему формированию речи и к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.

Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

 

Домашняя игротека

 «Игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, малыш крутится возле вас. предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

"Волшебные палочки". Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

"Давайте искать на кухне слова". Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

"Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

"Приготовим сок". "Из яблок сок....(яблочный); из груш.....(грушевый); из слив....(сливовый); из вишни....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д."

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Очень красивые картинки  получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр."

Игра на обогащение словаря ребенка.

"Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, «ворона каркает, а воробей ... (чирикает)», «Сова летает, а заяц ... (бегает, прыгает)», «у коровы теленок, а у лошади ... (жеребенок)» и т.п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

"Упрямые слова". Расскажите ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

Подвижные игры

"Игры с мячом". "Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда, а слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга..."

"Лягушка". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.


http://www.detsadd.narod.ru/

С уважением, 

учитель-логопед 

Надежда Николаевна


Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

 
*Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных Контент является обязательным к размещению Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент