Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ: имеется
Нормативная документация
Паспорт доступности для инвалидов МБДОУ "Детский сад №4 "Ласточка" ОРВ рп.Урдома" | документ |
Технические средства реабилитации | документ |
Памятка "Ранняя помощь" | документ |
Письмо "О федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с РАС" | документ |
Уважаемые
родители (законные представители)!
Минобрнауки России сообщает, что с 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее - ФРЦ РАС).
Целью
деятельности ФРЦ РАС является
экспертно-методическое сопровождение регионов по организации комплексного
сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, включающее:
информационно-аналитическую деятельность; сопровождение регионов;
программно-методическое обеспечение; обучение специалистов; научно-исследовательскую
деятельность; консультативно-диагностическую деятельность; образовательную
деятельность.
Таким
образом, органы власти в сфере образования, педагогические и руководящие
работники образовательных организаций, семьи детей с расстройствами аутистического
спектра могут обращаться в ФРЦ РАС за консультативной помощью по вопросам
обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического
спектра.
Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет» http://autism-frc.ru
«Организация
тьюторского сопровождения ребёнка инвалида в ДОУ»
Полноценное развитие ребенка – неотъемлемое право каждого человека. Обеспечение равного отношения ко всем людям, доступность образования для всех в том числе для детей инвалидов – это важнейшая задача образования на современном этапе. Эта задача требует поиска наиболее эффективных путей для ее достижения т.к. проблема семей имеющих детей инвалидов проявляются в различных сферах жизни. В настоящее время общество и в частности образование стремится оказывать помощь и поддержку таким семьям. Таким детям сегодня вовсе не обязательно обучатся и воспитываться в специализированных дошкольных учреждениях, напротив, получать более качественное воспитание и развитие и лучше адаптироваться к жизни они могут в обычном образовательном учреждении. Одним из таких путей является – тьюторское сопровождение.
Тьюторство
– практика, ориентированная на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, учитывающей:- личный потенциал ребенка,-
образовательную и социальную инфракструктуру ДОУ, и задачи основной
деятельности учреждения.
Тьютор
- это новая специальность в нашем образовании, которая внесена в
реестр профессий, для нее определены квалификационные и иные
характеристики.
Тьютор
– это наставник, опекун,посредник, на первых порах выступает в роли
проводника ребенка в образовательное пространство учреждения.
Содержание
и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами,
в том числе:
- спецификой
нарушений у ребенка
-
уровнем его активности
-степенью
готовности учреждения к тьюторскому сопровождению
-степенью
заинтерисованности родителей ребенка
-уровнем
профессиональной компетентности самого специалиста
а успешность тьюторской работы зависит от:
-
от психологической готовности администрации учреждения и коллектива, и
понимание ценности этой деятельности ,
-
наличие необходимых специалистов для психолого-педагогического сопровождения
ребенка
-
наличие специальных условий для социально-педагогического сопровождения
ребенка инвалида.
-понимание
и представление самим специалистом того, что такое сопровождение, в чем его
отличие от традиционных форм образования.
Проанализировав
все эти компоненты и, учитывая желание родителей ребенка инвалида, приняла
решение начать работу по осуществлению интеграции ребенка в среду здоровых
сверстников. Работа ведется с 2012 года. В целом она строится по индивидуальной схеме. Основной принцип заключается
в следующем -создание условий на ориентированных потребностях данного
ребенка.
Одним
из наиболее важных условий является система сопровождения и поддержки ребенка .
Вторым
условием – подбор специалиста на должность тьютора.
Далеко
не каждый педагог может выполнять функцию постоянного сопровождающего для
ребенка инвалида. Эта должность требует безусловного принятия ребенка и
достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики.
Цель
такой деятельности:
-
обеспечить сопровождение ребенку инвалиду для успешной социализация в ДОУ.
Задачи:
1.
Создать
комфортные условия( прикрепить к конкретной группе на год по младше т.к. этот
ребенок будет выпущен из ДОУ на год позже и чтобы не проходить снова
вливание в детский коллектив, оформление развивающей среды в группе и специально
отдельное помещение для индивидуальных занятий,особый режим дня с9.00 до 16.00
учитывается высокая утомляемость у ребенка.
2.
Сформировать
гармоничные отношения ребенка с социумом ДОУ (тьютор-ребенок, тьютор
-воспитатель, тьютор - другие дети, тьютор -родитель).
3.
Помочь
в усвоении программы индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка
инвалида.
4.
Организовать
сопровождение другими специалистами ДОУ(учебный план индивидуального
социально-психологического сопровождения ребенка инвалида (учитель-логопед,
психолог);
5.
Включить
родителей в воспитательно-образовательный процесс; (расписание НОД индивидуального социально-психологического
сопровождения, плановая работа с родителями на конкретной группе,
индивидуальные беседы, посещение на дому).
6.
Осуществлять
контроль над результатами деятельности, отслеживать положительную
динамику в развитии ребенка инвалида.
Этапы
работы:
1.
Сбор
информации о ребенке инвалиде (медицинское
заключение, беседы с родителями, наблюдение за ребенком на дому).
2.
Анализ
полученной информации( психолого-медико-педагогическая комиссия для
сопровождения ребенка инвалида в ДОУ).
3.
Разработка
и утверждение положения об организации работы с детьми ОВЗ в ДОУ.
4.
Совместная
со специалистами ДОУ (старший воспитатель, учитель-логопед,
педагог-психолог)разработка программы индивидуального
социально-психологического сопровождения ребенка инвалида.
5.
Составление
учебного плана индивидуального социально- психологического сопровождения ребенка
инвалида в ДОУ
6.
Утверждение
расписания НОД индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка инвалида в ДОУ.
7.
Решение
поставленных задач.
8.
Анализ
деятельности и выработка дальнейшей
стратегии
Результат:
положительная динамика в социализации ребенка
инвалида в ДОУ.
Вывод: таким образом организация тьюторского сопровождения в нашем ДОУ дает возможность ребенку инвалиду успешно пройти социализацию, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса с ребенком и в целом; и делает этот процесс прогнозируемым. Здоровым детям позволяет развивать толерантность и ответственность.