Сведения о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса. Доступная среда.
- Наличие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий необходимых для осуществления образовательной деятельности:
Здания в оперативном управлении: 165721, Архангельская область, Ленский район, рп. Урдома, пер. Паламышский, д.15 (площадь - 2449,2 кв.м) документ
- Оборудованные учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Сведения о наличии оборудованных библиотек:
- Сведения о наличии оборудованных объектов спорта:
- Сведения о наличии оборудованных средствах обучения и воспитания:
В кабинете имеются много дидактических, сенсорных и развивающих игр.
Пространство в кабинете организовано по следующим принципам: комфортность, гармоничность и благоприятность атмосферы.
В музыкальном зале имеются: фортепиано, детские музыкальные инструменты.
Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
Зал просторный, светлый. Стены окрашены в приятные пастельные тона.
Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.
Для пианино выбрано такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, видит всех детей. Дети рассаживаются справа от руководителя в 2-3 ряда, чтобы слышать каждого и всех вместе.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебно- воспитательного процесса посредством применения ИКТ (информационно- коммуникативных технологий). Воспитанники не имеют возможность работать в сети Интернет. В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется. Для педагогов и для работников ДОУ — имеется 6 компьютеров и 9 ноутбуков, из них 10 имеют выход в Интернет. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
- Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формирование платы за проживание в общежитии: не имеется
- Специальные условия для получения образования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности. Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. Имеется:
- лифт, для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- тактильная табличка с кнопкой вызова персонала со шрифтом Брайля;
- тактильная вывеска с реквизитами ДОУ со шрифтом Брайля;
- тактильная табличка с указателем на входную дверь;
- на стеклянных дверях яркие знаки, предупреждающие о препятствии.
- О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: в детском саду имеется мультимедийное оборудование для организации образовательного процесса.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА.
Нормативная документация:
Паспорт доступности для инвалидов Документ
Технические средства для реабилитации. Документ
Памятка "Ранняя помощь" Документ
Письмо о Федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с "РАС" Документ
Уважаемые родители (законные представители)!
Минобрнауки России сообщает, что с 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее - ФРЦ РАС).
Целью деятельности ФРЦ РАС является экспертно-методическое сопровождение регионов по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, включающее: информационно-аналитическую деятельность; сопровождение регионов; программно-методическое обеспечение; обучение специалистов; научно-исследовательскую деятельность; консультативно-диагностическую деятельность; образовательную деятельность.
Таким образом, органы власти в сфере образования, педагогические и руководящие работники образовательных организаций, семьи детей с расстройствами аутистического спектра могут обращаться в ФРЦ РАС за консультативной помощью по вопросам обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет» http://autism-frc.ru
«Организация тьюторского сопровождения ребёнка инвалида в ДОУ»
Полноценное развитие ребенка – неотъемлемое право каждого человека. Обеспечение равного отношения ко всем людям, доступность образования для всех в том числе для детей инвалидов – это важнейшая задача образования на современном этапе. Эта задача требует поиска наиболее эффективных путей для ее достижения т.к. проблема семей имеющих детей инвалидов проявляются в различных сферах жизни. В настоящее время общество и в частности образование стремится оказывать помощь и поддержку таким семьям. Таким детям сегодня вовсе не обязательно обучатся и воспитываться в специализированных дошкольных учреждениях, напротив, получать более качественное воспитание и развитие и лучше адаптироваться к жизни они могут в обычном образовательном учреждении. Одним из таких путей является – тьюторское сопровождение.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей:- личный потенциал ребенка,- образовательную и социальную инфракструктуру ДОУ, и задачи основной деятельности учреждения.
Тьютор - это новая специальность в нашем образовании, которая внесена в реестр профессий, для нее определены квалификационные и иные характеристики.
Тьютор – это наставник, опекун,посредник, на первых порах выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство учреждения.
Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе:
- спецификой нарушений у ребенка
- уровнем его активности
-степенью готовности учреждения к тьюторскому сопровождению
-степенью заинтерисованности родителей ребенка
-уровнем профессиональной компетентности самого специалиста а успешность тьюторской работы зависит от:
- от психологической готовности администрации учреждения и коллектива, и понимание ценности этой деятельности ,
- наличие необходимых специалистов для психолого-педагогического сопровождения ребенка
- наличие специальных условий для социально-педагогического сопровождения ребенка инвалида.
-понимание и представление самим специалистом того, что такое сопровождение, в чем его отличие от традиционных форм образования.
Проанализировав все эти компоненты и, учитывая желание родителей ребенка инвалида, приняла решение начать работу по осуществлению интеграции ребенка в среду здоровых сверстников. Работа ведется с 2012 года. В целом она строится по индивидуальной схеме. Основной принцип заключается в следующем -создание условий на ориентированных потребностях данного ребенка.
Одним из наиболее важных условий является система сопровождения и поддержки ребенка .
Вторым условием – подбор специалиста на должность тьютора.
Далеко не каждый педагог может выполнять функцию постоянного сопровождающего для ребенка инвалида. Эта должность требует безусловного принятия ребенка и достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики.
Цель такой деятельности:
- обеспечить сопровождение ребенку инвалиду для успешной социализация в ДОУ.
Задачи:
1. Создать комфортные условия( прикрепить к конкретной группе на год по младше т.к. этот ребенок будет выпущен из ДОУ на год позже и чтобы не проходить снова вливание в детский коллектив, оформление развивающей среды в группе и специально отдельное помещение для индивидуальных занятий,особый режим дня с9.00 до 16.00 учитывается высокая утомляемость у ребенка.
2. Сформировать гармоничные отношения ребенка с социумом ДОУ (тьютор-ребенок, тьютор -воспитатель, тьютор - другие дети, тьютор -родитель).
3. Помочь в усвоении программы индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка инвалида.
4. Организовать сопровождение другими специалистами ДОУ(учебный план индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка инвалида (учитель-логопед, психолог);
5. Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс; (расписание НОД индивидуального социально-психологического сопровождения, плановая работа с родителями на конкретной группе, индивидуальные беседы, посещение на дому).
6. Осуществлять контроль над результатами деятельности, отслеживать положительную динамику в развитии ребенка инвалида.
Этапы работы:
1. Сбор информации о ребенке инвалиде (медицинское заключение, беседы с родителями, наблюдение за ребенком на дому).
2. Анализ полученной информации( психолого-медико-педагогическая комиссия для сопровождения ребенка инвалида в ДОУ).
3. Разработка и утверждение положения об организации работы с детьми ОВЗ в ДОУ.
4. Совместная со специалистами ДОУ (старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог)разработка программы индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка инвалида.
5. Составление учебного плана индивидуального социально- психологического сопровождения ребенка инвалида в ДОУ
6. Утверждение расписания НОД индивидуального социально-психологического сопровождения ребенка инвалида в ДОУ.
7. Решение поставленных задач.
8. Анализ деятельности и выработка дальнейшей стратегии
Результат: положительная динамика в социализации ребенка инвалида в ДОУ.
Вывод: таким образом организация тьюторского сопровождения в нашем ДОУ дает возможность ребенку инвалиду успешно пройти социализацию, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса с ребенком и в целом; и делает этот процесс прогнозируемым. Здоровым детям позволяет развивать толерантность и ответственность.